+7 (495) 609-42-09
tender@mospress.com
Земельно-имущественные торги • Публикация годовой бухгалтерской отчетности • Торги по банкротству

Свежий номер

 

Для рекламодателей:
+7 (495) 357-20-10
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Полезные кнопки








 

 
Центр размещения государственного заказа


 
Свежий номер

Земельно-имущественные торги,  процедуры банкротства, отчеты кредитных организаций

Раскрытие информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии

Для рекламодателей:
+7 (495) 609-42-09
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Партнеры

Дифференцированный подход

Правительство повышает конкуренцию в сфере госзакупок путем снижения размеров штрафов

По итогам VII съезда Торгово-промышленной палаты в свет вышло постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмо­тренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказ­чиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постанов­ление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и призна­нии утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее — постановление № 1042). Данное постановление вступило в силу 9 сентября 2017 года и устанавливает новый порядок определения штрафов и пеней, взыскиваемых в случае неисполнения или ненадле­жащего исполнения государственных контрактов. О причинах и целях изменений порядка рассказывает специалист 1-й категории ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» Краснобаев Виталий Олегович.

ЧТО И ПОЧЕМУ ИЗМЕНИЛОСЬ

Давайте попробуем разобраться в вопро­се изменения порядка определения неустоек (штрафов, пеней). После озна­комления с положениями постанов­ления № 1042, размещенного на сайте Правительства Российской Федерации, можно выделить три главные цели, кото­рые были обозначены правительством при его подготовке и утверждении:

установление соразмерных штрафных санкций при нарушении контрактных обя­зательств;

расширение участия малых и средних предприятий в закупках для государствен­ных и муниципальных нужд;

повышение уровня конкуренции в сфере государственных закупок.

Применение на практике положе­ний утратившего силу постановления Правительства РФ от 25.11. 2013 № 1063 (далее — постановление № 1063) не вызывало больших сложностей у участ­ников рынка, тем не менее существовало несколько неопределенностей, в числе которых:

не установлен порядок расчета штра­фа в случае неисполнения обязательства;

не предусмотрен расчет неустойки от стоимости отдельного этапа исполнения обязательств;

существовала неопределенность в тексте нормативно-правового акта в части определения коэффициента «К», которая приводила к спорным ситуациям.

Во время действия постановления № 1063 возникали ситуации, в которых участники рынка считали, что штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту может быть взыскан лишь единожды. И хотя из буквального текста ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе следует возможность взимания несколь­ких штрафов при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта, некоторые суды отказывали во взыска­нии нескольких штрафов. Во избежа­ние данных споров постановлением № 1042 вводится формулировка «за каж­дый факт неисполнения или ненадлежа­щего исполнения».

Постановление № 1042 к тому же пред­усматривает более дифференцирован­ный размер штрафа в зависимости от цены контракта (цены этапа исполнения контракта). Постановление № 1063 для всех контрактов с ценой свыше 100 млн руб. предусматривало штрафы в разме­ре 0,5% цены контракта. Теперь ставка 0,5% применяется в контрактах, цена которых составляет от 100 до 500 млн руб.

Для контрактов стоимостью до 1 млрд руб. штраф установлен в размере 0,4%, а для контрактов до 2 млрд руб.— 0,3% цены контракта. По тем контрактам, цена которых в диапазоне от 2 до 5 млрд руб., предусмотрен штраф 0,25%. Для контрактов с ценой не дороже 10 млрд руб. полагается штраф в размере 0,2% его цены, а свыше этой суммы — 0,1%. В ситуации, когда контракт содержит этапы исполнения, поставщику необ­ходимо рассчитывать штраф, исходя из стоимости этапа, а не из цены всего кон­тракта. Таким образом, правительство пошло навстречу крупным поставщи­кам, смягчив для них санкции.

Изменения произошли и в части опре­деления расчета штрафа по контрак­ту, заключенному по итогам закупки, участниками которой являются толь­ко СМП, СОНКО. Раньше штрафные санкции применялись к ним наравне с другими участниками закупок, теперь же для вышеупомянутых субъектов по контрактам, цена которых до 3 млн руб., штраф за каждый факт неиспол­нения или ненадлежащего исполнения обязательств составит 3% их стоимости. Штраф 2% будет касаться контрактов с ценой, не превышающей 10 млн руб., а 1% — до 20 млн руб. включительно. Таким образом, максимально возмож­ный штраф для субъекта СМП, СОНКО теперь не превысит 200 тыс. руб. В постановлении № 1063 размеры штра­фов были значительно выше — 10% при цене контракта не более 3 млн руб. и 5% — при цене от 3 до 50 млн руб. Данное изменение, по всей видимости, направлено на то, чтобы государствен­ные и муниципальные закупки стали более привлекательными для представи­телей среднего и малого бизнеса.

Кроме того, новым постановлением установлен порядок начисления штрафа за неисполнение обязательства по при­влечению к исполнению контракта суб­подрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. В данном случае штраф составит 5% от стоимости объема привле­чения соисполнителей. Постановление № 1063 не содержало подобных условий. Постановление № 1042 также содержит порядок расчета штрафов в отноше­нии подрядчиков, ненадлежащим об- разом исполняющих предусмотренные постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 обязательства по выпол­нению видов и объема работ, которые дол­жен выполнить самостоятельно. Размер штрафа за данное нарушение составит 5% стоимости объема указанных работ. Этот пункт дополнил постановление № 1063 в мае 2017 года.

Новым постановлением введено усло­вие о том, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств не может превышать цену контракта. Поскольку постановление № 1042 не может вывести определение штрафов из-под регулиро­вания ст. 333 ГК РФ и не устанавлива­ет определение формулировки «явная несоразмерность», которая применяется в статье, а также учитывая то, что участ­никам рынка и раньше удавалось сни­жать сумму неустойки, ссылаясь на ука­занную статью, можно предположить, что данный пункт не внесет серьезных изменений на практике.

Приятное изменение касается того, что пени в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не надо рассчитывать по нескольким форму­лам, предусмотренным постановлением № 1063. Ранее при расчете возникал вопрос «Какой размер ставки определять для расчета в ситуации, когда коэффи­циент «К» составляет 50 или 100%?». Оба интервала значений «0 — 50%», «50 — 100%» включают значение «50%». Идентичная ситуация складывалась и при «К», равном «100%», в отношении интервалов «50 — 100%», «100% и более». Данное противоречие приводило к ситу­ациям, когда заказчики, опасаясь обви­нений со стороны контрольных органов в недостаточном получении бюджетом денежных средств, принимали в расчет максимально возможный размер став­ки для взыскания с исполнителя суммы неустойки. Исполнители же, используя неопределенность в тексте норматив­но-правового акта, в рассматриваемом случае стремились обжаловать подобные действия заказчиков. Теперь пени будут начисляться за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмо­тренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее — ставка рефинансирования) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональ­ную объему обязательств, предусмотрен­ных контрактом и фактически исполнен­ных поставщиком (подрядчиком, испол­нителем).

ПРИМЕР РАСЧЕТА ПЕНИ ПО-НОВОМУ

Если цена контракта составляет 1 млн руб., а исполнен контракт на сумму 700 тыс. руб., ставка рефинансирования установлена на уровне 9%, просроче­но исполнение обязательств на 14 дней, то расчет пеней будет производиться следующим образом:

П = (Цк — Цио) х 1/300 х Сцб х ДП = = (1 000 000,00 — 700 000,00) х 1/300 х х 9% х 14 = 1260,00 руб.,

где:

Цк — цена контракта;

Цио — цена исполненных обязательств по контракту;

Сцб — ставка рефинансирования;

ДП — количество дней просрочки.

Сложность в вопросе эффективности взыскания пеней при небольших суммах контрактов возникала и в постановле­нии № 1063. Но в том случае при расчете размера пени участники рынка прини­мали от 1/100 ставки рефинансирования (при «К», равном 0 — 50%) до 1/300 ставки рефинансирования (при «К», равном 100% и более). В постановлении № 1042 для расчета пени принимает­ся 1/300 ставки рефинансирования без возможности изменения. Рассчитанный размер пени при небольшой сумме неис­полненных обязательств по контракту крайне мал, и взыскание его в таком раз­мере не компенсирует должным образом убытки, причиненные потерпевшей сто­роне. А из этого следует, что фактиче­ски функция неустойки, отвечающая за компенсацию, утрачивается и не может способствовать восстановлению иму­щественного положения потерпевшей стороны. В результате сторона, кото­рая понесла более значительную сумму убытков, нежели размер рассчитанной и взыскиваемой неустойки, вынуждена обращаться в суд для взыскания суммы убытков, которую не покрыла неустойка в форме пени.

Постановление № 1042 устанавливает порядок начисления штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), пред­ложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта. Примером расчета таких штрафов является кон­тракт, заключенный по результатам аук­циона на повышение цены, в котором победителем аукциона признается участ­ник, предложивший наиболее высокую цену контракта. В этом случае размер штрафа необходимо рассчитывать исхо­дя из начальной (максимальной) цены контракта, а не от цены контракта, пред­ложенной участником. Надо отметить, что правительство в данном случае не предусматривает возможность взыска­ния штрафа по контракту, начальная (максимальная) цена которого свыше 100 млн руб., так как верхний предел в порядке определения штрафов уста­новлен именно на этом уровне. Следует полагать, что на практике мы вряд ли встретим случаи, в которых участник закупки снизился с величины 100 млн руб. до нуля и пошел на повышение.

Правительство отменило штрафы, рас­считываемые как процент от стоимости контракта, для заказчиков, которые не исполняют свои обязательства. В поста­новлении № 1063 они варьировались от 2,5 (контракты с ценой до 3 млн руб.) до 0,5% (контракты дороже 100 млн руб.). Теперь же правительство устанавливает фиксированный размер штрафов для слу­чаев неисполнения заказчиками своих обязательств — минимальный штраф составит 1 тыс. руб. для контрактов, цена которых не превышает 3 млн руб., мак­симальный размер штрафа установлен на уровне 100 тыс. руб. — для контрактов стоимостью дороже 100 млн руб.

Такой же порядок определения штра­фов установлен в отношении поставщи­ков в части неисполнения или ненадле­жащего исполнения обязательств, кото­рые не имеют стоимостного выражения. Примерами таких обязательств являются:

обязательства по предоставлению заказчику документов и сведений, пред­усмотренных контрактом (исполнитель­ной документации, сведений о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерче­ских организаций и т.п.);

обязательства по присутствию представителя поставщика (подрядчи­ка, исполнителя) в случаях, определенных условиями контракта.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

При изучении нового постановления возникает неопределенность среди участ­ников рынка в отношении гарантийных обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя). Одни считают, что гаран­тийные обязательства имеют стоимост­ное выражение, другие считают, что нет. Рассмотрим более детально эту ситуацию.

Понятие «гарантийное обязательство» п. 3, 4 и 5 постановления № 1042 исполь­зуют в той же самой формулировке, что и ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а именно: «за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства)». Из данной формули­ровки мы лишь можем понять то, что из пункта, в котором используется данная формулировка, исключается просрочка исполнения обязательств, в том числе гарантийных. Соответственно, в случае просрочки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнения гарантий­ных обязательств необходимо взыскать неустойку в форме пени.

Что же касается неисполнения или ненадлежащего исполнения гарантий­ных обязательств, предусмотренных контрактом, то в этом случае заказчику в основном приходится идти по одному из следующих путей:

удерживать сумму ущерба путем сни­жения будущих платежей по контракту (в случае наступления гарантийного обя­зательства до окончания срока исполне­ния контракта);

привлекать стороннюю организа­цию для устранения гарантийного случая и добиваться компенсации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) убытков, понесенных заказчиком.

И как мы видим, в обоих случаях дан­ные обязательства имеют натуральное стоимостное выражение. Таким образом, гарантийные обязательства не относятся к обязательствам, не имеющим стои­мостного выражения. Следовательно, штрафы за неисполнение или ненад­лежащее исполнение гарантийных обя­зательств необходимо рассчитывать в соответствии с порядком, который ука­зан в п. 3, 4 или 5 Правил определения штрафов и пеней (в зависимости от кате­гории, к которой относится поставщик (подрядчик, исполнитель).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЕКТ КОНТРАКТА

Нельзя оставить без внимания тот факт, что ФАС России придерживается мнения о том, что заказчик обязан установить в тексте контракта фиксированную сумму неустойки. Так как в большинстве случа­ев на момент размещения закупки уста­новить конкретную сумму неустойки в соответствии с Правилами определения размера штрафа невозможно, заказчи­ку следует указывать в тексте контрак­та полный набор возможных вариантов размеров неустоек, имеющих отношение к данной закупке. Данная позиция кон­тролирующего органа подробно изложе­на в письме ФАС России «О включении в контракт условий об уплате неустойки (штрафа, пени), а также об уменьше­нии суммы, подлежащей уплате физи­ческому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых пла­тежей, связанных с оплатой контрак­та», опубликованного на официальном сайте ФАС России 18 ноября 2014 года. Учитывая данный факт, следовало бы включать в раздел проекта контракта, который устанавливает ответственность сторон, порядок определения неустоек, указанный в п. 3 — 12 Правил опреде­ления штрафов и пеней постановления № 1042, имеющих отношение к данной закупке.

ИТОГИ

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что новый порядок определения неустоек является более дифференцированным в отношении различных участников рынка и ситу­аций, возникающих на практике, по сравнению с постановлением № 1063. Новые правила определения штрафов и пеней способствуют повышению уровня конкуренции, поддерживают как пред­ставителей малого бизнеса, так и круп­ных участников рынка, исключают воз­можность возникновения мнения о том, что неустойку можно взыскать лишь раз, учитывают особенности обязательств, не имеющих стоимостное выражение, и контрактов, которые заключаются путем проведения процедур на повы­шение цены. В общем можно сказать, что правительство постаралось облег­чить финансовую нагрузку как в отно­шении заказчиков, так и исполнителей, за что хочется выразить им отдельную благодарность. А что касается вопроса достижения целей, поставленных пра­вительством, то на него, несомненно, ответит практика применения поста­новления № 1042.

Опубликовано в № 11/2017

Информационно-аналитическом издании "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги"

 

Hacklink Liseli porno

porno izle hemen simdi uyeliksiz porno siteniz.