+7 (495) 609-42-09
tender@mospress.com
Земельно-имущественные торги • Публикация годовой бухгалтерской отчетности • Торги по банкротству

Свежий номер

 

Для рекламодателей:
+7 (495) 357-20-10
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Полезные кнопки








 

 
Центр размещения государственного заказа


 
Свежий номер

Земельно-имущественные торги,  процедуры банкротства, отчеты кредитных организаций

Раскрытие информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии

Для рекламодателей:
+7 (495) 609-42-09
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Партнеры

Просто о сложном

Участники конференции Института госзакупок обсудили все аспекты работы российской контрактной системы

XII Всероссийская практи­ческая конференция-семинар «Государственные и муниципальные закупки — 2017» про­шла 9 — 10 ноября 2017 года на терри­тории московского гостиничного комплекса «Измайлово». Работа конферен­ции была разделена на пять тематиче­ских пленарных заседаний, посвященных законодательным изменениям в сфере госзаказа, проблемам закупочной прак­тики, вопросам контроля контрактной системы, строительным закупкам, а также сложным ситуациям, возника­ющим при заключении и исполнении кон­трактов.

В ходе заседаний прозвучало более 25 докладов, посвященных различным аспектам закупочной деятельности, организовано 11 телемостов в россий­ские города; кроме того, авторы докладов ответили на ряд вопросов, прозвучавших из зала. В работе форума приняли уча­стие более 300 представителей органов власти, иных организаций — заказчиков и поставщиков по Закону № 44-ФЗ, а также специализированных, экспертных и научных организаций. В роли моде­раторов пленарных заседаний конфе­ренции выступали директор Института госзакупок Андрей Храмкин, замести­тель председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области Юрий Подшивалов и генеральный директор Центра эффективных закупок «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов.

ХВАТИТ УСЛОЖНЯТЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Первое пленарное заседание «Последние изменения в регулировании закупок для государственных и муници­пальных нужд» началось с выступления заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Рачика Петросяна. Он отметил ряд ключевых изме­нений в регулировании контрактной системы, произошедших в 2016 — 2017 годах. В первую очередь речь шла о пере­менах в самом капиталоемком секторегосзаказа — строительной отрасли. Так, тендеры на относительно несложное строительство стали проводиться исклю­чительно в форме электронных аукци­онов, значимость неценовых критериев на строительных конкурсах уменьше­на до 20%, выработан порядок заклю­чения контракта на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию одновременно, установлена обязанность генерального подрядчика выполнять не менее 15% (а с середины 2018 года — не менее 25%) работ самому, не переклады­вая их на субподрядчиков.

Рачик Петросян рассказал и о важ­ной перемене в медицинских закупках: по поручению Президента РФ, госкор­порация «Ростех» создала информаци­онную систему, способную находить средние цены на лекарства в Единой информационной системе госзаказа, что используется для формирования началь­ной (максимальной) цены контракта. Кроме того, в числе важных изменений были упомянуты перевод закупок уни­тарных предприятий с ФЗ-223 на ФЗ-44 и, конечно, передача регулирования закупок от Минэкономразвития РФ к Минфину РФ. Оценивая регулирование закупок с позиции контролера, Рачик Петросян заявил, что «усложнять регу­лирование контрактной системы дальше нельзя; напротив, идти нужно по путиупрощения». Как показывает опыт рас­смотрения жалоб в ФАС, значительная часть нарушений носит неумышленный характер и вызвана сложностью методов проведения торгов. По словам замести­теля руководителя ФАС, «унификация всех закупочных процедур и их перевод в электронную форму позволят суще­ственно упростить государственные закупки, сделать систему интуитивно понятной».

Доклад заместителя руководите­ля Федерального казначейства Анны Катамадзе был посвящен преимуще­ственно вопросам развития ЕИС, кото­рая в настоящее время является одной из самых востребованных государственных информационных систем: к ней обра­щается около 360 тыс. пользователей в сутки, она содержит 21 подсистему и интегрирована со 150 иными информ­системами, в том числе отраслевыми. Важнейшим нововведением этого года стало создание каталога товаров, работ и услуг — КТРУ, который уже реаль­но заработал в сфере лекарственных средств.

По словам заместителя руководите­ля казначейства, переход заказчиков на КТРУ на первых порах будет мягким: если он сможет найти нужную продук­цию в каталоге — хорошо, если нет — пусть забивает информацию так, как принято сейчас, а каталог будут дора­батывать. Однако в дальнейшем требо­вания к заказчикам по использованию КТРУ ужесточат. В числе задач на бли­жайшее будущее Анна Катамадзе назвала создание структурированных электрон­ных контрактов, библиотеки типовых контрактов и электронных актов прием­ки, внедрение инструментов, связанных с КТРУ, включая анализ цен, и, конеч­но, перевод всех закупочных процедур в электронный формат.

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ

Наибольшее количество критических замечаний прозвучало в ходе второго пленарного заседания «Актуальные про­блемы применения закона о контракт­ной системе». Так, старший экономист Института госзакупок Татьяна Песегова посвятила свое выступление перечис­лению проблем работы с ЕИС. По сло­вам эксперта, заказчики тратят слишком много времени на подготовку планов и планов-графиков закупок «вручную», так как перебросить информацию в электронном виде из одной информа­ционной системы в другую не удается. Особенно остро эта проблема стоит у федеральных заказчиков, которых обя­зали формировать закупочные планы в системе «Электронный бюджет».

Директор Центра профессионально­го образования Байкальского государ­ственного университета Татьяна Дорошенко говорила о проблеме «профес­сиональных жалобщиков», существенно усложняющих жизнь заказчикам. При этом под «профессиональными жалоб­щиками» могут пониматься две катего­рии: 1) юридическая или консалтинго­вая фирма, которая жалуется от своего имени, однако за ней стоит реальный участник торгов, который не хочет себя афишировать; 2) организация, не свя­занная с участниками торгов, которая подает жалобу специально для того чтобы получить откат за ее отзыв.

По словам эксперта, в ФАС прекрасно знают о проблеме, знают и характерные признаки «профессиональных жалоб­щиков», но, по закону, не рассматривать жалобу не могут. Так что пока лучший способ борьбы с этим явлением — мак­симально точно формировать тендерную документацию, чтобы не на что было жаловаться.

В ряде выступлений прозвучала кри­тика отдельных положений недавно принятых нормативно-правовых актов; приведены примеры правоприменитель­ной практики.

Начальник управления по государ­ственным закупкам Республики Карелии Елена Игнатенкова говорила о не- стыковках в разных правовых актах по импортозамещению. Так, если заказчику надо закупить продукты питания, часть которых входит в списки с преферен­цией отечественным производителям, а часть нет, то заказ приходится дробить. Более того, если разные правовые акты устанавливают разные виды преферен­ций и разные списки, то дробить при­дется на несколько частей.

А старший юрист Института госзаку­пок Алексей Федоров упомянул неко­торые недостатки введенного в сентябре текущего года нового порядка расчета неустоек (пеней, штрафов) в госзаказе. В частности, возможна ситуация, когда штрафные санкции по более крупному (по цене) контракту будут значитель­но меньше, чем по контракту намного меньшей стоимости.

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ КОНТРОЛЯ

В рамках пленарного заседания «ФАС России и финконтроль — практика про­верок и наложения штрафов» основ­ным докладчиком от антимонопольного ведомства выступила заместитель руко­водителя управления контроля разме­щения государственного заказа ФАС Екатерина Набатова. Она перечислила основные виды нарушений, допуска­емых заказчиками: неправомерный выбор способа закупки, неправомерное формирование лота, избыточные тре­бования к участникам торгов, непра­вильное определение начальной цены, неправомерное отклонение участников, нарушения при составлении тендерной документации.

Екатерина Набатова остановилась и на часто упоминаемых представителя­ми ФАС требованиях к химсоставу. По ее словам, антимонопольный орган не утверждает, что вообще ничего нельзя требовать, однако не надо заставлять участников торгов писать конкретные показатели в первых частях заявок. А если на продукцию есть ГОСТ, то не надо его переписывать в закупочную документацию.

В рамках заседания также выступила начальник отдела контроля контракт­ной системы Санкт-Петербургского УФАС Ольга Рослова, которая выска­зала ряд претензий к работе судов. Так, по ее словам, судебное заседание может длиться несколько минут, никто не вни­кает в суть дела, и добиться справедли­вости можно только в рамках кассации, но это занимает очень много времени. Кроме того, она обратила внимание на такую проблему: если в ходе тендера побеждает нежелательный участник закупки, то заказчик делает все для того, чтобы он не смог исполнить контракт и был включен в реестр недобросовестных поставщиков.

От Счетной палаты РФ на форуме выступил начальник инспекции ком­плексного анализа эффективности функционирования федеральной кон­трактной системы Эдуард Мухтаров. По его словам, в Законе № 44-ФЗ нарушением является «каждый чих», однако Счетная палата концентрируется на дей­ствительно значимых злоупотреблени­ях, способных привести к неэффектив­ности закупки. В частности, аудиторы обращают внимание на неправильное определение НМЦК, неправомерное осуществление закупки у единственного поставщика, нарушения при исполне­нии контракта и в процессе его приемки, а также на неприменение заказчиком штрафных санкций к поставщику-нару­шителю. Кроме того, докладчик под- черкнул позицию Счетной палаты — если объект закупки не используется в течение года, то закупка признается неэффективной.

Выступивший в конце пленарного заседания Кирилл Кузнецов говорил о прокурорском надзоре контрактной системы. По словам эксперта, в послед­нее время прокуратура стала активным игроком в сфере закупок. В частности, прокуроры могут обратить внимание на погрешности в организации торгов (например, члены тендерной комиссии не имеют необходимой подготовки, в положении о деятельности комиссии не прописано, что делать, если их голоса разделятся поровну, и т. д.). Чрезмерная детализация требований к объекту закупки (например, перечисление боль­шого числа характеристик приобретае­мого для чиновника автомобиля) тоже может вызвать реакцию прокуратуры. Наконец, прокуроры часто реагируют на дробление закупки с целью ухода от кон­курентных процедур. Был даже приведен пример, как главу районной админи­страции за несколько таких дроблений оштрафовали на 600 тыс. руб.

ПРОБЛЕМЫ ЗАКАЗЧИКОВ И ПОСТАВЩИКОВ

Несмотря на то что вопросы строитель­ного госзаказа поднимались на про­тяжении всей работы конференции, ввиду особой важности данной темы ей было посвящено отдельное пленарное заседание «Проблемы закупок в сфере строительства, капитального и текуще­го ремонта». Так, заместитель руководи­теля экспертного центра Института гос­закупок Александр Евсташенков обра­тил внимание на некоторые проблемы, связанные с подтверждением членства участника закупки в саморегулируемой организации. Эксперт рассказал, что он обязан проводить проверку достовер­ности сметной стоимости. Посетовал он и на то, что закупки технологиче­ского оборудования должны проводить­ся отдельно от закупок строительных работ.

А советник директора Института гос­закупок Анна Ермакова рассказала о новой форме контракта на строитель­ство «под ключ», установленного поста­новлением Правительства РФ в текущем году. В частности, это поможет заказчику избежать ситуации, когда одна компа­ния проектирует, а другая, которая долж­на строить, говорит, что проект плохой, и просит дополнительные деньги за его усовершенствование.

Ряд специфических вопросов закупоч­ной практики был рассмотрен в рам­ках последнего пленарного заседания «Сложные вопросы заключения и испол­нения контрактов; обзор судебной прак­тики». Так, специалист по регламенти­рованным закупкам Виталий Байрашев рассказал о «ловушках» и «заточках», встречающихся в тендерной документа­ции. К примеру, заказчик может вклю­чить в свои требования такой набор ссы­лок на несколько ГОСТов, что выпол­нить все сразу будет невозможно; это даст ему возможность отклонить любого, кто ему не понравился.

«Заточка» под конкретного поставщи­ка — это включение в документацию характеристики, которой удовлетворяет только его товар; однако такие вещи быстро пресекает ФАС. Возможен более сложный путь: заказчик, хорошо знаю­щий рынок, вводит несколько характе­ристик, каждой из которых удовлетво­ряют несколько товаров, но всем вместе — только один. В этом случае, чтобы доказать нарушение, контролерам при­дется также проводить анализ рынка.

Руководитель учебного центра ООО «РТС Тендер» Анатолий Галимский указал несколько коллизий в Законе № 44-ФЗ. Так, нет однозначного пони­мания, допустимо ли существенное изменение условий контракта, заклю­ченного по итогам запроса котировок. Другой пример: неустойки, по дей­ствующим правилам, зависят от ставки рефинансирования Центробанка РФ, а Центробанк давно ее не формирует (на смену ей пришла ключевая ставка). Таким образом, чтобы все было по закону, надо брать ключевую ставку, а в документах писать — ставка рефинан­сирования. А как быть, если участник закупки указал в своей заявке несколь­ко стран происхождения товара? По мнению эксперта, в этом случае откло­нять заявку нельзя, но если продукция из одной страны пользуется преферен­цией, а из другой — нет, то данную пре­ференцию нельзя использовать.

Оба дня работы конференции завер­шились круглыми столами, в рамках которых эксперты Института госзаку­пок отвечали на вопросы участников форума.

Опубликовано в № 11/2017

Информационно-аналитическом издании "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги"

 

Hacklink Liseli porno

porno izle hemen simdi uyeliksiz porno siteniz.