+7 (495) 609-42-09
tender@mospress.com
Земельно-имущественные торги • Публикация годовой бухгалтерской отчетности • Торги по банкротству

Свежий номер

 

Для рекламодателей:
+7 (495) 357-20-10
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Полезные кнопки










 
Центр размещения государственного заказа


 
Свежий номер

Земельно-имущественные торги,  процедуры банкротства, отчеты кредитных организаций

Раскрытие информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии

Для рекламодателей:
+7 (495) 609-42-09
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Партнеры

Статус ИП не спасет от РНП

Министерство финансов РФ разъяснило спорный вопрос об отстранении индивидуальных предпринимателей от участия в закупках

По мнению ведомства, отвечающего за регули­рование госзаказа, если юридическое лицо находится в Реестре недобросовестных поставщиков, то его учредители, члены коллегиального исполнительного органа и лица, испол­няющие функции единоличного исполни­тельного органа, не могут быть участ­никами закупки даже в том случае, когда они выступают в качестве ИП. Соответствующая позиция была изло­жена в письме Минфина от 26 сентя­бря 2017 года, подписанного директором департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Татьяной Демидовой. В качестве одного из осно­ваний для данной позиции в документе приводится ссылка на судебную практи­ку — постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2017 года. Таким образом, регулятор заку­пок решил ограничить возможности недобросовестных поставщиков обойти включение в РНП за счет выхода на торги под другой вывеской.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Для начала кратко напомним законо­дательную базу функционирования Реестра недобросовестных поставщиков. Его главная задача — оградить заказчи­ка от заключения контракта с сомни­тельным контрагентом, ранее нарушавшим свои обязательства в рамках госзаказа. Практика ведения подобных реестров существует во многих странах мира. В России РНП впервые появился в соответствии с ранее действовавшим Законом № 94-ФЗ о государственных закупках. В настоящее время порядок ведения реестра регулируется Законом № 44-ФЗ о контрактной системе. Кроме того, отдельный реестр был создан для поставщиков, нарушавших свои обязательства, регулируемые Законом № 223-ФЗ о закупках отдельных видов юридических лиц. Отметим, что при­сутствие юридического или физического лица в РНП для госзаказа не влияет на его возможность участвовать в закупках по ФЗ-223, и наоборот, нахождение в РНП, созданном по ФЗ-223, не мешает участию в госзакупках.

В соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, попасть в РНП можно двумя способами: 1) за укло­нение участника закупки от заключе­ния контракта; 2) за недобросовестное исполнение контракта (то есть когда он был расторгнут заказчиком или судом в связи с существенным нарушением его условий поставщиком). Срок нахож­дения недобросовестного поставщика в реестре составляет два года. Включение в РНП осуществляется Федеральной антимонопольной службой и может быть обжаловано в судебном порядке. Если участником закупки является юридиче­ское лицо, то в реестр также включаются сведения о физических лицах — учре­дителях, руководителях и членах кол­легиальных руководящих органов дан ной организации. Часть 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право включать в тендерную документацию требование о том, чтобы участник закупки, его учредители и руководители не находи­лись в РНП. Отметим — это право, а не обязанность; если заказчик захочет, он может не установить соответствую­щее требование и подписать контракт с контрагентом, входящим в реестр. Тем не менее нахождение в РНП являет­ся серьезным ограничителем для участия в тендерах на госзаказ.

ПОД НОВОЙ ВЫВЕСКОЙ

Как показала практика ведения перво­го российского РНП, сформированного в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ, недобросовестный поставщик мог довольно легко уйти от ответствен­ности. Ведь в условиях современных российских реалий один и тот же пред­приниматель обычно создает несколько юридических лиц и проводит сделки то через одно, то через другое. Наиболее стандартная причина — оптимизация налоговых выплат. Однако бывают и другие причины, связанные с банкрот­ством, расследованиями правоохрани­тельных органов в отношении компа­нии и т. д. Принцип простой: если не можешь работать под старой вывеской — повесь новую. Тот же принцип действует и в закупочной сфере: можно создать несколько юридических лиц, и если одно из них попадет в РНП, то в дальнейшем можно выходить на рынок госзаказа через другое, если и второе признают недобросовестным — через третье и т. д.

Данная проблема была частично решена при переходе с ФЗ-94 на ФЗ-44. Если старый закон о госзакупках тре­бовал включать в реестр только данные о самом юридическом лице, то, по дей­ствующему закону, РНП также содержит данные о его учредителях и руководстве. Таким образом, если один и тот же чело­век создал и (или) возглавляет несколь­ко фирм, то в случае включения одной из них в РНП другие также не смогут участвовать в закупках, если заказчик установил соответствующее требование.

Однако один вопрос так и не был до конца отрегулирован: как быть, если некто участвует в закупках и через юри­дическое лицо, и в качестве физического лица (в частности, как ИП)? Ситуация, когда предприниматель включен в РНП именно как физическое лицо, понятна: созданная или возглавляемая им ком­пания также может быть отстранена от участия в закупках, поскольку в реестре содержатся сведения о ее учредителе или руководителе. Обратная ситуация, когда в РНП включено юридическое лицо, а кто-то из его учредителей или руковод­ства идет на закупки как ИП, оказалась значительно сложнее. Дело в том, что с формальной юридической точки зре­ния, поскольку индивидуальный пред­приниматель не является организацией, включенной в РНП, а также не имеет учредителей или руководителей, нахо­дящихся в реестре, нет оснований для его отстранения от тендера. Получается довольно интересная вещь: если я учре­дил два юридических лица и одно из них попало в РНП, то я не могу участвовать в закупках и под вывеской другого, а вот как ИП — могу. К сожалению, в действующей редакции ФЗ-44 этот вопрос не был четко прописан, и получается, что дух закона требует одно, а буква — дру­гое. Однозначная правоприменительная и судебная практика по таким делам пока не сформирована, и решения одних судебных инстанций могут вступать в противоречие с решением других.

ИСХОДЯ ИЗ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Материалы одного из подобных дел, связанного с закупками в Пермском крае, стали основой для выработки официальной позиции Минфина. Суть дела в следующем. Предприниматель, являвшаяся учредителем ООО, попавшего в РНП, захотела участвовать в кон­курсе на поставку горячего двухразо­вого питания для одной из школ края, однако не была допущена к торгам. Она сочла такое решение заказчика незаконным и обратилась в Арбитражный суд Пермского края, который в октябре 2016 года удовлетворил заявлен­ные требования. Однако уже в январе текущего года это решение было отме­нено Семнадцатым арбитражным апел­ляционным судом. Тогда предприниматель обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Уральского округа, в которой, в частности, указа­ла, что апелляционный суд использо­вал расширительное толкование ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Однако в апреле текущего года окружной суд согласился с толкованием апелляционного, оставив его решение без изменений, а кассаци­онную жалобу без удовлетворения.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа было использовано как пример судебной практики в пись­ме Минфина, а официальная позиция ведомства, регулирующего госзаказ, наверняка будет рассматриваться как клю­чевой аргумент при дальнейших подоб­ных разбирательствах. Оценивая приня­тое толкование закона, можно сказать, что в его основе лежит здравый смысл: раз нахождение в РНП юридического лица влечет отстранение от закупок и других организаций с теми же учредите­лями, значит, по идее данной правовой нормы, оно должно повлечь и отстране­ние самих учредителей, выступающих в качестве физических лиц, в том числе ИП. А главное, оно ведет к устране­нию еще одного способа ухода от ответственности для недобросовестных поставщиков.

Опубликовано в № 11/2017

Информационно-аналитическом издании "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги"

 

Hacklink Liseli porno

porno izle hemen simdi uyeliksiz porno siteniz.